· Беседы: «Домашние животные»; «Животные наших лесов»;Домашние -дикие животные-различия»; «На ферме»; «В зоопарке», «Животные холодных стран» (арктические пустыни, тундра, тайга); «Животные жарких стран»; «Как животные холодных стран приспособились к условиям Севера»; «Как животные жарких стран приспосабливаются к жарким климатическим условиям» «Травоядные животные»; «Хищные животные».
Чтение художественной литературы: Пришвин М. «Про птиц и зверей»; Чарушин «Рассказы про зверей и птиц»; Житков Б. «Рассказы о животных»; Сборник рассказов о животных А. Барков; «Азбука живой природы», «Кто чем поёт» В. Бианки. «Познавательная энциклопедия». «Сказки о животных» Л. Толстой; «Лучшие сказки» В. Бианки., Д.Мамин- Сибиряк «Сказка про храброго зайца Длинные Уши – Косые Глаза»; Сказки: «Гуси-лебеди», «Серая шейка», «Гадкий утенок» Г.Х.Андерсен : ,«Хроменькая уточка» , «Кукушечка» М.Горький «Воробьишко» , Сутеев «Петушок и краски», «Петушок и бобовое зернышко», «Кот-ворюга»
Пересказ В. Бианки «Купание медвежат» развивать умение последовательно и выразительно передавать небольшой рассказ.
Купание медвежат
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
Мать догнала его, надавала шлепков, а потом — в воду, как первого.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.
· Чтение В. Сутеев «Кот- рыболов»
Кот-рыболов
Пошёл как-то Кот на речку рыбу ловить и у самой опушки Лису встретил.
Помахала Лиса пушистым хвостом и говорит медовым голоском:— Здравствуй, кум-куманёк, пушистый коток! Вижу, рыбку ловить собрался?— Да вот хочу котятам моим рыбки принести.Лиса глаза опустила и совсем тихо спрашивает:— Может быть, ты и меня рыбкой угостишь? А то всё куры да утки…Усмехнулся Кот:— Так и быть. Первую рыбку тебе отдам.— Уж не знаю, как тебя благодарить.— Ладно, ладно.
Пошёл Кот дальше, а Лиса за ним вприпрыжку бежит и про себя шепчет:— Первая рыбка моя, первая рыбка моя!..А тут из-за ствола мохнатой ели вышел им навстречу большой лохматый Серый Волк.— Здорово, браток! — прохрипел Волк. — На рыбалку топаешь?
— Да вот, хочу котятам…— Ну а мне… рыбёшки подбросишь, браток? А то всё козы да овцы, козлы да бараны… Мне бы чего-нибудь постненького!Усмехнулся Кот:— Ну ладно. Первая рыбка Лисе, а вторая — тебе!— Молодец, браток! Спасибо!— Ладно, ладно.
И все пошли дальше, к реке поближе. Шагает Кот по лесу, за ним Лиса вприпрыжку бежит, про себя шепчет: «Первая рыбка моя, первая рыбка моя!»Волк позади ковыляет, бормочет:— А вторая моя! А вторая моя!Вдруг из самой чащи вышел Медведь.
Увидел Кота с удочкой, как заревёт:— Эй, сынок! Ты что — рыбу ловить?— Вот хочу котятам…— Слушай, сынок, неужели мне, старику, рыбы не дашь? Я ведь до смерти люблю рыбу-то! А то всё быки да коровы, с рогами да копытами…Кот усмехнулся в усы, говорит:— Первую рыбку я Лисе обещал, вторую Волку, а тебе уж третья будет.— Пусть третья, только чтоб самая большая!— Ладно.И все дальше пошли, к реке поближе.
Впереди Кот шагает, за ним Лиса вприпрыжку бежит, за Лисой Волк крадётся, позади всех Медведь вперевалку топает.— Первая рыбка — чур, моя! — шепчет лиса.— А вторая — моя… — бормочет Волк.— А третья — вот такая — моя! — рычит Медведь.Так и пришли все к реке.Снял с себя Кот мешок, рядом ведёрко поставил, стал удочку разматывать. Лиса, Волк и Медведь в кустах неподалёку устроились: своей доли улова дожидаются.
Насадил Кот на крючок червяка, закинул удочку, уселся поудобнее и на поплавок уставился.Приятели в кустах тоже с поплавка глаз не сводят. Ждут.
Лиса шепчет:— Ловись, рыбка, большая и маленькая…И вдруг поплавок дрогнул.Лиса ахнула:— Ах, моя рыбка клюёт!Поплавок на воде заплясал, запрыгал; от него круги во все стороны побежали.
— Дёргай! Дёргай! Тащи мою рыбку! — закричала Лиса.Испугался Кот — дёрнул. Сверкнула серебром рыбка и с плеском ушла под воду.— Сорвалась! — прохрипел Волк. — Поторопилась, глупая, крик подняла… Ну, теперь моя очередь! Моя-то уж не сорвётся!
Насадил Кот на крючок нового червяка и снова закинул удочку.
Потирает Волк лапы, приговаривает:— Ловись, рыбка, большая и крупная… Ловись…Тут как раз поплавок вздрогнул и пошёл гулять по воде. Кот удилище уже в лапку забрал.— Не дёргай! — рычит Волк. — Дай рыбе покрепче зацепиться.Отпустил Кот удочку, а поплавок вдруг сразу остановился.— Вот теперь тащи! — скомандовал Волк.Кот дёрнул удочку — на конце лески голый крючок болтается.— Дождался, — хихикнула Лиса. — Твоя рыбка всего червяка объела!
Кот насадил на крючок нового червяка и в третий раз закинул удочку.— Ну, теперь тихо! — рявкнул Медведь. — Если мою рыбку спугнёте — я вам!.. Вот она!!!
Поплавок весь ушёл под воду, леска как струна натянулась: вот-вот оборвётся…— Хо-хо! — радуется Медведь. — Это моя! Как наказывал, самая большая!Кот еле-еле на берегу держится: рыбина, того и гляди, его в воду стащит.Вот из воды уже показалась страшная, усатая морда…Вот так сом!
— Я первая, это моя!.. Не дам!!! — вдруг взвизгнула Лиса и кинулась в реку.— Не-е-е-ет, шалишь… Моя будет! — зарычал Волк и нырнул вслед за Лисой.
Медведь на берегу ревёт во всё горло:— Ограбили!.. Разбойники!..А в воде уже бой идёт: Волк и Лиса друг у друга рыбу выдирают.Медведь не долго думал и с разбегу тоже бултыхнулся в воду.Вода в реке как в котле кипит. То и дело наверх чья-нибудь голова вынырнет: то лисья, то волчья, то медвежья. Из-за чего дерутся — неизвестно. Рыба-то уже давно уплыла.Усмехнулся Кот в усы, смотал удочку и пошёл другое место искать. Где поспокойнее.
Иллюстрации: В.Сутеев.
, «Лисичкин хлеб» Г.Ганейзер «Про жаркую пустыню»
Пальчиковые гимнастики по теме: животные , птицы
«Домашние птицы»
«Курочка»
Вышла курочка гулять, (соединить кончики указательного и большого пальца)
Свежей травки пощипать, (сжимают и разжимают кулачки)
А за ней ребятки – ( постукивают пальцами по столу)
Желтые цыплятки.
«Гусаки»
Идут леском (поставить руку на локоть, соединить все пальцы в щепоть – «гусь»)
Гусак за гусаком.
Смотрит свысока (попеременно то опускают, то поднимают руки)
Гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока (поворачивают «гусей» друг к другу, сжимая и разжимая пальцы)
Гусак у гусака!
«Уточка»
Шла уточка бережочком, («идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь)
Шла серая по крутому.
Вела детей за собою:
И малого, и большого, (загибают безымянный, большой пальцы)
И среднего, и меньшого, (загибают средний и мизинец)
И самого любимого. (загибают указательный палец)
«Драчливый гусь»
Есть у нас драчливый гусь, (поочередно прикоснуться большим пальцем к остальным)
Очень я его боюсь. (сжать руки в кулаки и прижать их к груди)
Выгнет шею и гогочет, (поставить локоть на стол, пальцы в щепотку)
Ущипнуть меня он хочет. (ритмично соединять все пальцы с большим)
«Домашние животные»
«Поросята»
Жили-были поросятки (подушечками пальцев стучат по столу)
На поляне у реки.
Рано утром просыпались, (круговые движения рукой около носа поочередно меняя руки)
Мыли ушки и копытца.
Ох, и теплая водица! (сжимают и разжимают пальцы)
«Рыжая корова»
Ходит-бродит по лужку («шагают» пальцами по столу)
Рыжая корова. (делают «рога» и качают головой)
Даст она нам к вечерку (сжимают и разжимают пальцы рук)
Молока парного.
«Домашние животные»
«Мяу», - котенок, (соединить указательный палец с большим на обеих руках)
«Му», - теленок, (соединить средний палец с большим на обеих руках)
«Ме», - козленок, (соединить безымянный палец с большим на обеих руках)
«Гав», - щенок, (соединить мизинец с большим на обеих руках)
Дружно песню распевают. (сжимать и разжимать кулачки)
Ждут хозяйку у ворот.
«Буренушка»
Дай молочка, Буренушка, (показывают, как доят корову)
Хоть капельку, на донышке.
Ждут меня котятки, (делают «мордочки» из пальчиков)
Малые ребятки.
Дай им сливок ложечку, (загибают по одному пальчику на обеих руках)
Творогу немножечко,
Масла, простоквашки,
Молочка для кашки.
Всем дает здоровье (снова «доят»)
Молоко коровье.
«Дикие животные»
«Зайчик»
Зайчик скачет по лужайке, (сжать пальцы в кулак, указательный и средний поднять вверх)
Прыг-скок, прыг-скок, (сжать руки в кулаки, «зайчик» - чередовать движения)
Испугался волка зайка (сжать руки в кулаки, поднести их к груди)
И пустился наутек. (раскрыть ладошки, вытянуть руки перед собой)
Бурый мишенька зимой (сжимают и разжимают пальцы)
Крепко спал в берлоге. (кладут руки под щеку)
Весною он проснулся, (тянут руки вверх)
Зевнул и потянулся.
- Здравствуй, рыжая лисичка! (загибают поочередно пальцы)
- Здравствуй, белочка-сестричка!
- Здравствуй, серенький волчонок!
- Здравствуй, беленький зайчонок!
«Мальчик с пальчик»
- Мальчик с пальчик, (четыре раза сгибать большой палец левой руки)
Где ты был?
- Долго по лесу бродил! (четыре раза сгибать большой палец правой руки)
Встретил я медведя, волка, (большой палец поочередно касается всех пальцев)
Зайку, ежика в иголках.
Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил, (четыре пальца последовательно сгибаются – кланяются)
Всяк меня благодарил.
«Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом (загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое двустишие)
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом, (удары ладонями и кулачками поочередно)
Всем тепло, уютно в нем.
«Животные жарких стран»
«Верблюд»
Вот верблюд – живое чудо. (сжать кулачки)
Два горба есть у верблюда. (соединить кулачки на сгибе пальцев)
«Дикобраз»
Ежик вырос в десять раз – (прижимают ладони одну к другой, раздвигают пальцы веером)
Получился дикобраз.
«Обезьяны»
Там, где с деревьев свисают лианы, (пальцы раздвигают в стороны)
Разные в джунглях живут обезьяны: (сжимают и разжимают пальцы)
Лазают там шимпанзе, павианы, (загибают поочередно пальцы)
Есть и гориллы, и орангутаны.
«Где обедал воробей?»
- Где обедал воробей? (машут перекрещенными ладошками)
- В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва (на каждое название животного загибают пальцы на обеих руках)
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил (изображают раскрывающуюся пасть животного)
Чуть меня не проглотил.
«Животные Севера»
«Пингвины»
Два пингвина пошли гулять, (руки сжимают в кулаки, большие пальцы вытягивают)
А вторые – догонять. (указательные пальцы начинают «скакать»)
Третьи пингвины – бегом. («скачут» средними пальцами)
А четвертые – пешком. (не спеша передвигают безымянные пальцы)
Пятые поскакали (кулаки раскрываются полностью: «скачут» мизинцы)
И в конце пути упали. (расслабленные ладони падают на стол)
«Моржи»
У нас просторный водоем. (соединяют пальцы обеих рук, изображая водоем)
Мы с братом плаваем вдвоем.
Вода прохладна и свежа, (потряхивают кистями)
Ее меняют сторожа.
Мы от стены плывем к стене («плывут»)
То на боку, то на спине. (кладут руки на стол ребром, затем ладошкой вверх)
· , Е. Чарушин «Медвежонок».
· Словесные игры: «Что лишнее?» , «Угадай по признаку», « Доскажи словечко», «Какое слово отличается от других» , «Назови детёнышей».
Игра «Кто у кого?»
Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.
У медведицы - … (медвежонок, медвежата).
У лисицы - … (лисенок, лисята).
У белки - … (бельчонок, бельчата).
У волчицы - … (волчонок, волчата).
У ежихи - … (ежонок, ежата).
У зайчихи - … (зайчонок, зайчата).
Игра «Назови семью»
Цель: познакомить детей с названиями диких животных, их семьями; развивать речь детей.
Папа - медведь, мама - … (медведица), детеныш - … (медвежонок).
Папа - волк, мама - … (волчица), детеныш - … (волчонок).
Папа - еж, мама - … (ежиха), детеныш - … (ежонок).
Папа - заяц, мама - … (зайчиха), детеныш - … (зайчонок).
Папа - лис, мама - … (лисица), детеныш - … (лисенок).
Игра «Кто, где живет?»
Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.
На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.
Белка живет в дупле.
Медведь живет в берлоге.
Лиса живет в норе.
Волк живет в логове.
Заяц живет под кустом.
Игра «Кто что любит?»
Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.
На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, куры, зайцы, овечка и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.
Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.
Игра «Подбери словечко»
Цель: учить детей подбирать и называть слова-признаки, слова-действия.
Медведь (какой?) … (бурый, косолапый, неуклюжий).
Волк (какой?) … (серый, зубастый, злой).
Заяц (какой?) … (длинноухий, трусливый, пугливый).
Лиса (какая?) … (хитрая, рыжая, пушистая).
Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит).
Волк (что делает?) … (воет, убегает, догоняет).
Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит).
Игра «Узнай зверя по описанию»
Цель: учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.
- Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)
Игра «Кто как голос подает?»
Цель: познакомить детей, какие голоса подают дикие животные.
- Скажите, как подают голос звери?
- Что делает волк - …(воет).
- Что делает лиса - … (тявкает).
- Что делает медведь - … (ревет).
- Что делает белка - … (цокает).
Игра «Назови ласково»
Цель: учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.
Белка – белочка
Лиса – лисичка
Игра «Один - много»
Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.
Белка – белки – много белок
Медведь – медведи – много медведей
Игра «Посчитай!»
Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять».
Сколько их – всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.
Один медведь – два медведя – пять медведей
Один еж – два ежа – пять ежей
Одна белка – две белки – пять белок
Дидактическая игра «Чей хвост? »
Цель: закрепить знания о животных, развивать память, мышление, внимание и мелкую моторику рук.
Ход игры:
Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца — хвост волка, у волка — хвост лисы, у лисы — хвост медведя…. Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост? » Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? — волчий. А это чей такой хвост — маленький, пушистый, белый? — зайца.
И т. д. Теперь все звери нашли свои хвосты.
Игра «Измени слова по образцу»
Цель: образование притяжательных прилагательных.
Нос лисы - … (лисий нос).
Лапа лисы - … (лисья лапа).
Глаза лисы - … (лисьи глаза).
Нора лисы - … (лисья нора).
Игра «Наоборот»
Цель: образование слов-антонимов.
Лось – большой, а заяц - … (маленький).
Волк – сильный, а белка - … (слабая).
У лисы хвост длинный, а у медведя - … (короткий).
· «Социально-коммуникативное развитие»
· Дидактические игры: «Кто едет в зоопарк», «Угадай и расскажи», «Найди лишнее», «Травоядные и хищные».
· Проблемно-игровые ситуации: «Что бы было, если бы белый медведь оказался в пустыне?», «Что случится , если белочка не успеет сделать запасы?», «Что произойдет, если у овечки не отрастет шерстка?»
· Сюжетно-ролевые игры: «Мы идём в зоопарк!», «На сельском подворье», «Путешествие в теплые страны»
· Слушание детских песен: «Про жирафа», «Крокодил», «Кенгуру», «Оранжевый верблюд».
«Познавательное развитие»
· Образовательные ситуации: «Путешествие в жаркие страны»; «Путешествие в страну льдов»
«В гостях у леса»; «Может ли лев жить в Арктике»; «Чей голос?»
· Задание — подбери картинку: «Кто летает, прыгает, плавает, ползает…»
Художественно –эстетическое развитие.
· «Мишка косолапый» (рисование красками в нетрадиционной технике);
· «Подбери детёныша» (рисование);
· «Зайцы на поляне» (оригами)
· «Белый медведь»(рисование с использованием нетрадиционных техник в рисовании).
· «Обезьяна с бананом»(сюжетное рисование)
· «Зоопарк»(лепка)
Как изготовить с родителями в домашних условиях своими руками.
- картон зелёного оттенка;
- клей ПВА;
- крышки от бутылок;
- цветная бумага;
- фломастер;
- ножницы.
Аппликации
Все мы помним своё детство, когда мамы с нами делали из бумаги оригами или клеили разные элементы на бумагу, воссоздавая целостную картину. Из неё просто сделать практически все, чего душа пожелает!
Например, с помощью фантазии можно сотворить самостоятельно из самой обычной цветной или гофробумаги пёстрые цветы, милые открытки и даже карнавальные маски.
Можно попробовать создать красивые работы в технике декупажа, оригами или квиллинга, которые так просты по исполнению, а результат превосходит ожидания.
Для творения вам с ребёнком понадобится всего ничего: кисточка, клей, несколько разноцветных листов бумаги и ножницы. Будьте внимательны, чтоб ребёнок пользовался режущими материалами только в Вашем присутствии или же всю подобную работу выполняйте сами.
Поделки своими руками из отходовых материалов
Возможно, Вы даже подумать не могли, на что сгодятся старые бутылки или лотки из-под яиц? То, что когда-то мы с вами считали «бросовым» материалом и бесполезным в хозяйстве, можно превратить чуть ли не в шедевр!
«Пластмассовая» гусеница
Вы с малышом можете запросто смастерить забавную гусеницу из ненужных крышек от пластиковых бутылок.
Для изготовления вам понадобится небольшой список материалов:
Комментариев нет:
Отправить комментарий