«Картинная галерея». Эдгар Дега
Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Сегодня я хочу объявить тему проекта «Картинная галерея», мы с вами будем знакомиться с творчеством Эдгара Дега.
Эдгар Дега (первоначально Де Га) родился в Париже. Семья недавно переехала сюда из Неаполя. Учился Дега в парижском лицеи Луи-ля-Гран. Там он изучал рисование у трех профессоров. Окончив лицей, Дега сразу же устраивается копировщиком в Лувр, а позднее поступает на факультет права, чтобы умиротворить отца. В конце концов юноша сообщил отцу, что он больше не хочет изучать право, и получил у отца разрешение усовершенствоваться как художник.
Дега стремился к максимальной «реалистичности» и «натуралистичности» своих произведений. Как и другие импрессионисты, Дега придавал большое значение рамам, он сам проектировал их цвет и очертания. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.
О том, что Дега увлекался техническими изобретениями, свидетельствуют его гравюры, он также по-новому использовал и традиционные пастель и темперу. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции изменения. Дега убедился, что хрупкость этих материалов как нельзя лучше подходит для передачи мимолетных радостей исполнительского искусства. Кроме того, для создания тональных плоскостей ему служили растушевка и собственные пальцы, с помощью щетки и воды он наносил стертые в порошок пигменты пастельных карандашей, чтобы получить плавные переливы красок.
Дега написал немало портретов. Их преобладание можно объяснить влиянием отца, который считал, что этот жанр обеспечит сыну достойное существование.
Специально для вас я подготовила презентацию по картинам Эдгара Дега СКАЧАТЬ (переключается по щелчку мыши)
Здравствуйте, уважаемые читатели, гости, друзья. Сегодня я хочу объявить тему проекта «Картинная галерея», мы с вами будем знакомиться с творчеством Эдгара Дега.
Эдгар Дега (первоначально Де Га) родился в Париже. Семья недавно переехала сюда из Неаполя. Учился Дега в парижском лицеи Луи-ля-Гран. Там он изучал рисование у трех профессоров. Окончив лицей, Дега сразу же устраивается копировщиком в Лувр, а позднее поступает на факультет права, чтобы умиротворить отца. В конце концов юноша сообщил отцу, что он больше не хочет изучать право, и получил у отца разрешение усовершенствоваться как художник.
Дега стремился к максимальной «реалистичности» и «натуралистичности» своих произведений. Как и другие импрессионисты, Дега придавал большое значение рамам, он сам проектировал их цвет и очертания. Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.
О том, что Дега увлекался техническими изобретениями, свидетельствуют его гравюры, он также по-новому использовал и традиционные пастель и темперу. Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции изменения. Дега убедился, что хрупкость этих материалов как нельзя лучше подходит для передачи мимолетных радостей исполнительского искусства. Кроме того, для создания тональных плоскостей ему служили растушевка и собственные пальцы, с помощью щетки и воды он наносил стертые в порошок пигменты пастельных карандашей, чтобы получить плавные переливы красок.
Дега написал немало портретов. Их преобладание можно объяснить влиянием отца, который считал, что этот жанр обеспечит сыну достойное существование.
Специально для вас я подготовила презентацию по картинам Эдгара Дега СКАЧАТЬ (переключается по щелчку мыши)
Что такое методика Монтессори?
Методика Марии Монтессори, итальянского педагога-гуманиста уже давно пользуется мировым признанием и получила самое широкое распространение. Многие родители во всех уголках земного шара выбрали именно этот подход к воспитанию своих детей, так как данная методика является воплощением идеи свободного воспитания и базируется на научно доказанной информации о росте и развитии ребенка.
Методика Марии Монтессори, итальянского педагога-гуманиста уже давно пользуется мировым признанием и получила самое широкое распространение. Многие родители во всех уголках земного шара выбрали именно этот подход к воспитанию своих детей, так как данная методика является воплощением идеи свободного воспитания и базируется на научно доказанной информации о росте и развитии ребенка.
Что же представляет собой методика Монтессори?
- Методика Монтессори воплощает в себе философию веры в ребенка.
Методика Монтессори это не просто набор упражнений и приемов по развитию интеллекта малыша. Это, прежде всего, иной подход к ребенку. Монтессори верила, что каждый малыш от рождения наделен тягой к познанию, конструктивной деятельности и в нем уже заложен некий план развития. Когда мы сажаем семя, то знаем, что если создадим оптимальные условия, то росток проклюнется, появятся листья, цветы, а затем и плоды. Так и с ребенком – природа уже все вложила в малышей, и они обязательно сядут, поползут, встанут, выучат цвета, формы и т.п. Нужно лишь создать соответствующую подготовленную среду, вовремя уловить тот момент, когда та или иная информация будет максимально полезна (сенситивный период), поддержать. Вера в возможности ребенка и уважение к индивидуальному темпу развития каждого малыша – вот что, прежде всего, отличает методику Монтессори от всех других.
- Ребенку в Монтессори-среде предоставляется свобода, но не вседозволенность.
В группах, работающих по методики Монтессори, даже самые маленькие дети имеют возможность сами выбирать, что им сегодня делать – рисовать, мыть пупса или исследовать геометрические фигуры. Малыш сам определяет, сколько по времени он хочет заниматься с тем или иным дидактическим материалом, будет ли он работать один или с кем-то, удобно ли ему на коврике или за столом. А может убрать материал и отправиться в двигательную зону побегать. Конечно же, подобный способ работы очень физиологичен и позволяет развивать ребенка, не причиняя вред его здоровью.
Ребенок свободен в четко очерченных, разумных рамках.
В любом монтессори-классе дети соблюдают простые, понятные, соответствующие возрасту правила. Вот несколько основных:
— все что ребенок может сделать сам, он должен сделать самостоятельно – без участия взрослого. Выполнение этого правила позволяет сформировать у ребенка самостоятельность в действиях (а позже в мышлении), веру в собственные возможности и осознание их границ, уверенность в себе.
— дети соблюдают тишину, чтобы не мешать окружающим. Но могут покричать и побегать в специально предназначенном для этого месте.
— весь материал, которым ребенок занимался, он обязан привести в порядок и поставить на место. Например, ребенок может не закончить мыть куклу – это его право. Но вот убрать за собой (пусть стой или иной помощью взрослого) малышу придется. Это, прежде всего, проявление уважения к окружающим.
— кто первый взял материал, тот им и занимается. Так начинается воспитание уважения своих и чужих границ.
Неукоснительное выполнение правил позволяет малышу чувствовать себя в безопасности структурировать свою деятельность, дисциплинирует, позволяет тренировать терпение и, прежде всего, это учит уважать и себя, и окружающих.
- Развивающая среда формирует ребенка.
Методика Монтессори предполагает, что сама среда (класс со всеми материалами в нем) стимулирует ребенка к исследованию, формирует его мышление. Важно отметить, что все в классе выстроено с точки зрения удобства для ребенка – доступно, безопасно, соответствует размеру детской руки. Дидактические материалы тщательно подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и располагается в классе по зонам. Периодически, по мере развития ребенка упражнения заменяются более сложными. Если вы посетите класс, где занимаются дети до трех лет, то там вы увидите следующие зоны:
зона сенсомоторного развития содержит материалы, направленные на развитие крупной и мелкой моторики, формирование представлений о размере, форме, цвете и т.п
зона упражнений практической жизни — все то, что малыш встречает в обычной жизни – варианты переливания жидкостей, пересыпания круп, застегивание одежды, чистка обуви, приготовление простейших блюд и т.п.
зона развития речи – муляжи фруктов, фигурки животных, карточки на расширение словарного запаса, ввод обобщающих понятий и т.п.
— зона творчества – краски, тесто, пластилин и т.п.
— двигательная зона – зона, где ребенок может побегать, попрыгать, свободно подвигаться. В этой зоне могут быть горочка, батут, спортивный уголок и т.п.
Для детей в возрасте от 3 до 6 лет все материалы в зонах становятся более сложными. Например, в зоне речи появляется материал, позволяющий научится читать и писать. К тому же, добавляются зона математики и космическая зона, которая охватывает ботанику, зоологию, географию, историю, этику, искусство, антропологию, эволюцию, экологию.
- Роль взрослого – помощник.
Родитель и педагог выполняют в рамках методики Монтессори фактически одну и ту же роль – прежде всего, они дают ребенку возможность действовать насколько это возможно самостоятельно, не мешают. И только после этого – они показывают малышу, как работать с тем или иным материалом, следят за выполнением правил, оказывают поддержку. Помимо этого педагог консультирует родителей по всем возникающим вопросам, следит за состоянием среды, периодически изменяет ее, проводит диагностику развития малыша.
Но, конечно же, без активного, сознательного участия родителей никакое развитие по методике Монтессори невозможно. Очень, и очень многое из данной методики может быть реализовано родителями самостоятельно. Философия Монтессори, основные принципы работы, правила, многие из упражнений – доступны и могут (а скорее даже должны) применяться в домашних условиях.
В заключении скажу, что все же основная цель методики Монтессори, это не развитие интеллекта (хотя эту задачу она выполняет отлично), а формирование личности ребенка. Личности, которая была бы осознанна, активна, способна делать выбор и нести за него ответственность, уважать себя и других.
- Методика Монтессори воплощает в себе философию веры в ребенка.
Методика Монтессори это не просто набор упражнений и приемов по развитию интеллекта малыша. Это, прежде всего, иной подход к ребенку. Монтессори верила, что каждый малыш от рождения наделен тягой к познанию, конструктивной деятельности и в нем уже заложен некий план развития. Когда мы сажаем семя, то знаем, что если создадим оптимальные условия, то росток проклюнется, появятся листья, цветы, а затем и плоды. Так и с ребенком – природа уже все вложила в малышей, и они обязательно сядут, поползут, встанут, выучат цвета, формы и т.п. Нужно лишь создать соответствующую подготовленную среду, вовремя уловить тот момент, когда та или иная информация будет максимально полезна (сенситивный период), поддержать. Вера в возможности ребенка и уважение к индивидуальному темпу развития каждого малыша – вот что, прежде всего, отличает методику Монтессори от всех других.
- Ребенку в Монтессори-среде предоставляется свобода, но не вседозволенность.
В группах, работающих по методики Монтессори, даже самые маленькие дети имеют возможность сами выбирать, что им сегодня делать – рисовать, мыть пупса или исследовать геометрические фигуры. Малыш сам определяет, сколько по времени он хочет заниматься с тем или иным дидактическим материалом, будет ли он работать один или с кем-то, удобно ли ему на коврике или за столом. А может убрать материал и отправиться в двигательную зону побегать. Конечно же, подобный способ работы очень физиологичен и позволяет развивать ребенка, не причиняя вред его здоровью.
Ребенок свободен в четко очерченных, разумных рамках.
В любом монтессори-классе дети соблюдают простые, понятные, соответствующие возрасту правила. Вот несколько основных:
— все что ребенок может сделать сам, он должен сделать самостоятельно – без участия взрослого. Выполнение этого правила позволяет сформировать у ребенка самостоятельность в действиях (а позже в мышлении), веру в собственные возможности и осознание их границ, уверенность в себе.
— дети соблюдают тишину, чтобы не мешать окружающим. Но могут покричать и побегать в специально предназначенном для этого месте.
— весь материал, которым ребенок занимался, он обязан привести в порядок и поставить на место. Например, ребенок может не закончить мыть куклу – это его право. Но вот убрать за собой (пусть стой или иной помощью взрослого) малышу придется. Это, прежде всего, проявление уважения к окружающим.
— кто первый взял материал, тот им и занимается. Так начинается воспитание уважения своих и чужих границ.
Неукоснительное выполнение правил позволяет малышу чувствовать себя в безопасности структурировать свою деятельность, дисциплинирует, позволяет тренировать терпение и, прежде всего, это учит уважать и себя, и окружающих.
- Развивающая среда формирует ребенка.
Методика Монтессори предполагает, что сама среда (класс со всеми материалами в нем) стимулирует ребенка к исследованию, формирует его мышление. Важно отметить, что все в классе выстроено с точки зрения удобства для ребенка – доступно, безопасно, соответствует размеру детской руки. Дидактические материалы тщательно подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и располагается в классе по зонам. Периодически, по мере развития ребенка упражнения заменяются более сложными. Если вы посетите класс, где занимаются дети до трех лет, то там вы увидите следующие зоны:
зона сенсомоторного развития содержит материалы, направленные на развитие крупной и мелкой моторики, формирование представлений о размере, форме, цвете и т.п
зона упражнений практической жизни — все то, что малыш встречает в обычной жизни – варианты переливания жидкостей, пересыпания круп, застегивание одежды, чистка обуви, приготовление простейших блюд и т.п.
зона развития речи – муляжи фруктов, фигурки животных, карточки на расширение словарного запаса, ввод обобщающих понятий и т.п.
— зона творчества – краски, тесто, пластилин и т.п.
— двигательная зона – зона, где ребенок может побегать, попрыгать, свободно подвигаться. В этой зоне могут быть горочка, батут, спортивный уголок и т.п.
Для детей в возрасте от 3 до 6 лет все материалы в зонах становятся более сложными. Например, в зоне речи появляется материал, позволяющий научится читать и писать. К тому же, добавляются зона математики и космическая зона, которая охватывает ботанику, зоологию, географию, историю, этику, искусство, антропологию, эволюцию, экологию.
- Роль взрослого – помощник.
Родитель и педагог выполняют в рамках методики Монтессори фактически одну и ту же роль – прежде всего, они дают ребенку возможность действовать насколько это возможно самостоятельно, не мешают. И только после этого – они показывают малышу, как работать с тем или иным материалом, следят за выполнением правил, оказывают поддержку. Помимо этого педагог консультирует родителей по всем возникающим вопросам, следит за состоянием среды, периодически изменяет ее, проводит диагностику развития малыша.
Но, конечно же, без активного, сознательного участия родителей никакое развитие по методике Монтессори невозможно. Очень, и очень многое из данной методики может быть реализовано родителями самостоятельно. Философия Монтессори, основные принципы работы, правила, многие из упражнений – доступны и могут (а скорее даже должны) применяться в домашних условиях.
В заключении скажу, что все же основная цель методики Монтессори, это не развитие интеллекта (хотя эту задачу она выполняет отлично), а формирование личности ребенка. Личности, которая была бы осознанна, активна, способна делать выбор и нести за него ответственность, уважать себя и других.
Изменены правила выдачи больничного для ухода за ребенком
Выдавать больничные на время ухода за заболевшим ребенком теперь будут по новым правилам. 24 августа вступил в силу приказ Минздрава России от 2 июля 2014 г. №348н "О внесении изменений в пункт 35 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 624н".
Ранее получить больничный можно было на весь период острого или обострения хронического заболевания у ребенка младше семи лет. Если же ребенку, например, требовалось медицинское вмешательство для улучшения здоровья, работающий родитель не мог за ним ухаживать. Согласно новой редакции правил, получить больничный можно при любой болезни (но не более 60 дней в году, а при некоторых особо тяжелых заболеваниях – не более 90 дней).
Правила изменены в соответствии с решением ВС РФ от 25 апреля 2014 г. № АКПИ14-105. Истица Марианна Лемешева обратилась в суд с требованием дать ей возможность ухаживать за ребенком, чем бы он ни болел. Суд поддержал ее позицию.
В ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" говорится, что больничный по уходу за ребенком выдается при любой болезни. Там нет уточнений касательно "острого или хронического заболевания". Таким образом, до сих пор Порядок выдачи листков нетрудоспособности противоречил закону.
Выдавать больничные на время ухода за заболевшим ребенком теперь будут по новым правилам. 24 августа вступил в силу приказ Минздрава России от 2 июля 2014 г. №348н "О внесении изменений в пункт 35 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 624н".10 качеств воспитанного человека, не знать которые стыдно:
Несколько историй знаменитых женщин – матерей, переживших блокаду Ленинграда.
“…никто не забыт и ничто не забыто”
Ольга Берггольц
Каждый год, когда приближается 9 Мая, хочется все время повторять слова из Реквиема Р. Рождественского:
Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придёт никогда,- помните!
Это стихотворение и ещё несколько лучших, на мой взгляд, стихов, посвященных Войне и Победе, были собраны в 2012 году: “Праздник со слезами на глазах”. В 2013 году мы вспомнили несколько женских судеб: Женское лицо войны: спустя годы….
Ольга Берггольц
Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придёт никогда,- помните!
О тех, кто уже не придёт никогда,- помните!
Место действия – осаждённый город
Сегодня продолжим женскую тему. В январе 2014 года отмечалось 70-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, причём отмечалось не только в России, но и везде, куда занесла судьба тех, кто смог выжить в блокаду.
К этой дате были изданы книги, собраны воспоминания, создана книга памяти,можно найти много фотографий.
Блокада Ленинграда продолжалась 900 дней: с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года, два с половиной года. Несмотря на широко развернувшуюся эвакуацию, в сентябре 1941 года в окружённом городе оказалось 2 млн 887 тысяч жителей.
Единственной транспортной магистралью, связывающей город с тыловыми районами страны, стала “Дорога жизни”, проложенная зимой через Ладожское озеро. За дни блокады по этой дороге удалось эвакуировать 1 миллион 376 тысяч ленинградцев, в основном женщин, детей и стариков. Война разбросала их по разным уголкам Союза, по-разному сложились их судьбы, многие не вернулись обратно. За время блокады погибло, по разным данным, от 400 тысяч до 1,5 млн человек.
Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось, помимо взрослого населения, 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбёжек.
Самым тяжёлым временем для ленинградцев была зима 1941-42 годов, когда морозы достигали 40 градусов, а не было ни дров, ни угля. Съедено было всё: и кожаные ремни, и подмётки, в городе не осталось ни одной кошки или собаки, не говоря уже о голубях и воронах. Не было электричества, за водой голодные, истощённые люди ходили на Неву, падая и умирая по дороге. Трупы уже перестали убирать, их просто заносило снегом. Люди умирали дома целыми семьями, целыми квартирами.
- Всё питание для работающего на производстве человека составляли 250 граммов хлеба, выпеченного пополам с древесными и другими примесями и от того тяжёлого и такого маленького. Все остальные, в том числе и дети, получали 125 граммов такого хлеба.
Судьба каждого из людей, переживших блокаду, – это полная трагических моментов повесть. Но про всех рассказать невозможно. Поэтому в сегодняшнем обзоре – о блокадных судьбах нескольких очень известных женщин, каждая из которых – ещё и мама.
Анна Андреевна Ахматова
Летом (как раз в июне) 1941 года она отмечала свои 52 года. С 20-х годов она уже была признанным классиком, одной из тех, с кем связан Серебряный век русской поэзии. Уже позади многие трагические моменты её судьбы: муж Н.С. Гумилёв расстрелян в 1921 году; единственный сын Лев Гумилёв арестован ненадолго в 1935 году, потом осуждён на 5 лет – в 1938-м. Уже сделаны первые наброски поэмы “Реквием”, в которую Анна Андреевна вложила и горе вдовы, и матери “врагов народа”.
- С началом войны она стала одной из немногих женщин-бойцов пожарной команды, выполняя мужскую работу наравне с другими жителями города.
В воспоминаниях о первых месяцах блокады поэтесса Ольга Берггольц пишет: “С лицом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом через плечо, она несла дежурство как рядовой боец противопожарной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи-убежища в саду того же Фонтанного дома, под клёном, воспетым ею в “Поэме без героя”… ”
И – Анна Ахматова не перестаёт писать. Её стихи читали на Ленинградском радио. В июле 1941 в эфире прозвучала “Клятва” – одно из самых известных её стихотворений военных лет.
И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Из дневника Ольги Берггольц:
“24/IX-41 … Зашла к Ахматовой, она живёт у дворника (убитого артснарядом на ул. Желябова) в подвале, в тёмном-тёмном уголке прихожей, вонючем таком, совершенно достоевщицком, на досках, находящих друг на друга, – матрасишко, на краю – закутанная в платки, с ввалившимися глазами – Анна Ахматова, муза Плача, гордость русской поэзии – неповторимый, большой сияющий Поэт. Она почти голодает, больная, испуганная. …Она сидит в кромешной тьме, даже читать не может, сидит, как в камере смертников… и сказала: “Я ненавижу, я ненавижу Гитлера, я ненавижу Сталина, я ненавижу тех, кто кидает бомбы на Ленинград и на Берлин, всех, кто ведет эту войну, позорную, страшную…”
Осенью 1941-го тяжело больную Анну Андреевну вывезли на самолете из осаждённого Ленинграда в Москву, затем эвакуировали в Среднюю Азию в конце 1941 года. В 1944 году Ахматова вернулась в разорённый войной, но уже свободный Ленинград.
Уже в 1946 году для Ахматовой снова испытание – “Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах “Звезда” и “Ленинград” от 14 августа 1946 года, в котором резкой критике подвергалось творчество Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. 6 ноября 1949 года вновь арестован сын – Л.Н. Гумилёв. Приговор — 10 лет лагерей. Лишь в 1956 году он возвратился из заключения, реабилитированный после XX съезда.
Умерла Анна Ахматова 5 марта 1966 года, похоронена на кладбище в Комарово под Ленинградом. Л.Н.Гумилёв, когда строил памятник матери вместе со своими студентами, камни для стены собирал где мог. Стену клали сами — это символ стены, под которой стояла его мать с передачами сыну в “Кресты”. Там, где сейчас барельеф Ахматовой, первоначально была ниша, похожая на тюремное окно.
И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
“24/IX-41 … Зашла к Ахматовой, она живёт у дворника (убитого артснарядом на ул. Желябова) в подвале, в тёмном-тёмном уголке прихожей, вонючем таком, совершенно достоевщицком, на досках, находящих друг на друга, – матрасишко, на краю – закутанная в платки, с ввалившимися глазами – Анна Ахматова, муза Плача, гордость русской поэзии – неповторимый, большой сияющий Поэт. Она почти голодает, больная, испуганная. …Она сидит в кромешной тьме, даже читать не может, сидит, как в камере смертников… и сказала: “Я ненавижу, я ненавижу Гитлера, я ненавижу Сталина, я ненавижу тех, кто кидает бомбы на Ленинград и на Берлин, всех, кто ведет эту войну, позорную, страшную…”
Яни́на Болесла́вовна Жеймо
Янину Жеймо иногда называют актрисой одной роли. Снималась она много, но в истории кино осталась как Золушка. Пишут, что “более выразительной, более “настоящей” героини нет ни в одной отечественной киносказке”. Янина Жеймо хрустальным голоском поёт в “Золушке” песенку “Встаньте, дети, встаньте в круг”. Это было в 1947 году.
А в 1941 году ей было 32. Янина Жеймо была четвёртым ребёнком в цирковой семье и уже с трёх лет выступала на арене вместе с родителями и сёстрами. Её детство представляло из себя смесь нескончаемого праздника и нескончаемой нужды. Когда отец Жеймо умер, семейный номер развалился. Мать с дочерьми обосновались в Петрограде и взялись за покорение эстрады, выучились играть на ксилофонах и создали пользовавшийся у публики успехом номер “Музыкальные эксцентрики”.
Много лет спустя Янина напишет о себе: “Странно – я нормально росла до четырнадцати лет, а потом рост прекратился, вероятно, потому, что мне приходилось носить на голове тяжеленные ксилофоны”. Небольшой рост в дальнейшем наложит отпечаток на всю её кинокарьеру: для режиссёров она так и останется актрисой одного амплуа – травести.
Учиться в киношколу Янина отправилась втайне от родных, её карьера началась с ролей в фильмах “Мишки против Юденича”, “Чёртово колесо”, “Шинель”, “С.В.Д. – Союз Великих Дел”, “Братишка”.
В фильме “Мишки против Юденича” она снималась вместе с мужем Алексеем Костричкиным, тоже студентом. У молодой пары вскоре родилась дочь, которой по настоянию Андрея дали имя мамы – Янина. Но студенческий брак просуществовал весьма недолго.
- В тридцатые годы Янина принимала предложения от режиссёров одно за другим. В фильме “Разбудите Леночку” (1934) она сыграла школьницу и смотрелась на фоне исполнителей других ролей – обычных мальчишек и девчонок – так, как будто и впрямь была их ровесницей. Её даже называли “советской Мэри Пикфорд”.
В 1938 году для неё наступил творческий кризис. О ней как будто забыли. За весь год – всего одна незначительная роль, а съёмки ещё двух художественных кинолент с её участием по непонятным причинам приостановлены.
Но зато в том же 38-м её захлестнула и понесла новая любовь – она встретила режиссёра Иосифа Хейфица, красавца-мужчину, галантного, интересного и, как тогда верилось, надёжного. Чувство оказалось взаимным, они создали семью и произвели на свет сына Юлия.
Хейфиц был человеком блистательным, ярким, остроумным и интеллигентным, можно сказать – уникальным, таких даже в мире кино было немного. Плюс к этому он был по натуре мягким и деликатным. Никто и представить не мог, каким кошмаром их супружеская жизнь закончится.
Когда началась война, члены семьи были кто где: дети на отдыхе, откуда их эвакуировали в Алма-Ату, Хейфиц уже год как снимал картину сначала в Монголии, а потом в Ташкенте, (в 1942 году вышел не самый знаменитый его фильм “Его зовут Сухэ-Батор”, после “Депутата Балтики” с Н. Черкасовым и “Члена Правительства” с В. Марецкой). Поступил приказ: киностудию Ленфильм эвакуировать в Ташкент. Иосиф Хейфиц был руководителем, а Жеймо ехать не могла, так как тяжело заболела её сестра Эля.
Янина работала в Ленинграде. Снималась в “Боевых сборниках” и агитационных фильмах, причём играла опять же подростков или очень юных девушек. Днём она снималась, вечером дежурила на крыше студии, гасила зажигательные бомбы.
- Ей постоянно предлагали покинуть город на самолёте. Но она долго не соглашалась – дескать, это не по-товарищески. Её дом был открыт для друзей даже в то страшное время, и многих спасали эти вечера. В большой ленинградской квартире Янина разместила множество людей, оставшихся без крыши над головой.
Когда она однажды вышла с концертным номером перед бойцами и её спросили: “Зачем же Вы остались в Ленинграде?”, она ответила: “Но ведь должен же кто-то защищать город!” Грянул хохот – но только внешняя сторона этого заявления (из-за “сказочной” внешности героини) могла показаться забавной.
Получала, как все, паёк 125 грамм хлеба в сутки. Трудно представить маленькую хрупкую актрису в ватнике, тулупе, валенках, с винтовкой. Но так было. Она была зачислена в истребительный батальон, состояла в концертной бригаде “Ленфильма”, выступала в госпиталях, парках. Вслух Янина шутила: “Гитлер сделал одно доброе дело – я похудела”. А мысли её только о муже и о детях – как они там?
Разлука с мужем продолжалось ровно два года. Наконец собрали группу сотрудников “Ленфильма”, и они вместе отправились в эвакуацию. Жеймо добиралась в Алма-Ату два месяца. Её эшелон бомбили, он стоял неделями в тупике. А в Алма-Ату тем временем пришло страшное известие, что тихвинский эшелон, на котором ехали артисты, разбомбили. И в течение двух месяцев она числилась среди погибших. За это время многие успели смириться с этой утратой, в том числе и Хейфиц, который вскоре завёл роман с одной из актрис.
Когда Янине рассказали про это, она была потрясена до глубины души. Встреча с Хейфицем была нерадостной. Янина не смогла простить мужу измены, и к Хейфицу не вернулась. Она поначалу не подавала виду, что разрыв с мужем для неё – огромная трагедия, но в результате слегла с тяжелой депрессией. Ей помогли доктор и режиссёр Леон Жанно, её давний приятель, который всё это тяжёлое время был рядом. Впоследствии Янина вышла за него замуж – возможно, здесь всё началось с благодарности.
Особую роль в выздоровлении Янины сыграли съемки в фильме “Золушка”: когда он снимался, Жеймо было 37 лет.
Ольга Фёдоровна Берггольц
В 1941 ей был 31 год. Поэтессу Ольгу Берггольц в годы войны и сразу после называли “блокадной музой”, “голосом осаждённого Ленинграда”. Её слова:
Никто не забыт и ничто не забыто!
- высечены на гранитной стене Пискарёвского мемориального кладбища. В годы войны, оставаясь в осаждённом Ленинграде, она работала на радио, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей города. Её голос стал для тысяч людей символом надежды. А ещё – она писала, писала стихи…
Судьба Ольги Берггольц, её трагическая биография, стали известны совсем недавно. Лишь в 2010 году был прочитан её дневник, который Берггольц писала в самые трудные годы жизни – с 1939 по 1949. По материалам этого дневника и архивных материалов была написана пьеса, её поставил режиссер Игорь Коняев, который говорит: “Все знают Берггольц как памятник, советскую фигуру, которую из неё сделали, которая на парадах читала духоподъёмные стихи. Но женщину с её горем и потерями мы не знаем, никто этим не интересовался”.
- Автор пьесы “Ольга. Запретный дневник”, Елена Чёрная, рассказывает о своей героине: “Этот её невероятно яркий и ничему не поддающийся характер, он выстоял в творчестве, а в жизни часто ломался”.
Начнём с её личной, материнской трагедии. Коренная петербурженка, молодой журналист и уже поэт Ольга Берггольц в 18 лет вышла замуж за коллегу и очень талантливого поэта Бориса Корнилова. В 1928 году у них рождается дочь Ирина, но всего через два года Корнилов и Берггольц, страшно ревновавшая уже состоявшегося мужа-поэта к поклонницам, развелись.
Поработав журналистом, Ольга поступила на филологический факультет Ленинградского университета, где познакомилась с Николаем Молчановым, за которого в вышла замуж в 1932 году. Жизнь казалась прекрасной, Ольга с упоением писала детские книжки и родила в 1933 году вторую дочь, Майю. Вскоре Николая призвали в армию.
Беда, как водится, пришла внезапно. И не одна. Николай служил на границе с Турцией, и в том же году был комиссован – после стычки с басмачами он получил тяжелую форму эпилепсии.
…он попал к басмачам, и те зарыли его по плечи в землю и так бросили. Только через несколько дней однополчане пришли к нему на выручку.
В 1934-м году умерла годовалая Майя. А ещё спустя два года – старшая дочь Ирочка, дожившая только до 8 лет. Ольга так переживала потерю детей, что буквально находилась на грани жизни и смерти, поглощённая страшной депрессией. А тут начались – после 1934 года и убийства Кирова – годы репрессий, которые коснулись бывшего мужа – Бориса Корнилова. Его арестовывают по подозрению в участии в антисоветской организации.
Вскоре пришли и за Берггольц. В июле 1937 года она проходила свидетелем по делу Корнилова. Ольга Берггольц была исключена из кандидатов ВКП(б) и из Союза писателей – с формулировкой “связь с врагом народа”. Осенью её уволили из газеты, и бывшая журналистка устроилась в школу учителем русского и литературы. В начале 1938 года после постановления “об ошибках парторганизаций” Ольга была восстановлена в правах кандидата в члены КПСС, и в Союзе писателей.
Борису Корнилову повезло куда меньше – в его деле “ошибок” не нашлось, в феврале 1938 года Корнилова расстреляли. Однако на этом дело не закончилось – в декабре Ольгу Берггольц арестовали как “участницу троцкистско-зиновьевской организации и террористической группы”. Ольга была беременна, а из неё выбивали показания в буквальном смысле слова. Третья дочь родилась в тюрьме мертворожденной в апреле 1939 года… Приговор врачей был очень суров – стать матерью Ольге больше не суждено. А она так мечтала о детях…
Двух детей схоронила
Я на воле сама,
Третью дочь погубила
До рожденья — тюрьма…
В июле 1939 года Ольгу Берггольц освободили из-под ареста с формулировкой “недоказанность состава преступления” (за неё заступились писатели, в том числе А. Фадеев).
Как было жить после всего перенесённого? Тем более, что и на свободе радости было немного – муж Николай к тому времени тяжело болел.
- Вот тогда она и начала вести дневник, которому доверила горе потерь и разочарований. Ольга Берггольц прошла весь путь той эпохи, от романтической веры в революцию и коммунизм до тюрьмы, от любви к Сталину до осознания того кошмара, в который была ввергнута вся страна.
Но когда началась война – она стала “Сумевшей Подняться”. Надо всеми личными несчастьями и неизгладимыми обидами. Над безвременной гибелью двух любимых ею мужчин (Н. Молчанов умер от голода). Над потерей всех своих детей. Над издевательствами в тюрьме. Над растоптанным сапогами романтизмом. Над одиночеством.
От Ленинградского отделения Союза писателей Ольгу Берггольц направили в распоряжение Ленинградского Радиокомитета. И – цитирую: “Спустя самое недолгое время тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и тёмных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. Это превращение показалось едва ли не чудом: из автора мало кому известных детских книжек и стихов, про которые говорилось “это мило, славно, приятно – не больше”, Ольга Берггольц в одночасье вдруг стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда” (Сборник “Вспоминая Ольгу Берггольц”).
Берггольц должны были эвакуировать вместе с мужем, но в январе 1942 года Николай Молчанов умирает. Ольга принимает решение остаться.
Когда началась война, Молчанов уклонился от участи инвалида и был направлен на строительство укреплений на Лужском рубеже. Домой вернулся с дистрофией в последней, необратимой стадии. Умер в госпитале. В его боевой характеристике была фраза: “Способен к самопожертвованию”. Ольга Берггольц посвятила ему лучшую, по собственному счёту, поэтическую книгу “Узел” (1965). Она ходила к нему в госпиталь, а он почти уже не узнавал её. И так получилось, что не смогла его похоронить.
От работы на радио никто её не освобождал. И что бы с ней самой ни происходило, она строго по графику появлялась в студии, и в эфире раздавалось:
– Внимание! Говорит Ленинград! Слушай нас, родная страна. У микрофона поэтесса Ольга Берггольц.
Голос Ольги Берггольц источал небывалую энергию. Она делала репортажи с фронта, читала их по радио. Её голос звенел в эфире три с лишним года. Её голос знали, её выступления ждали. Её слова, её стихи входили в замерзшие, мёртвые дома, вселяли надежду, и Жизнь продолжала теплиться:
Товарищ, нам горькие выпали дни,
Грозят небывалые беды,
Но мы не забыты с тобой, не одни,
– И это уже победа!
Каждый блокадный год 31 декабря именно Ольга Берггольц выступала по ленинградскому радио с новогодними поздравлениями, вселявшими уверенность в победе. Не случайно фашисты внесли Ольгу Берггольц в чёрный список людей, которые будут расстреляны сразу же по взятии города.
А она выступала не только по радио, но и в цехах Кировского завода, и в госпиталях, и на переднем крае обороны. Одно из её чтений несколько раз прерывал миномётный обстрел. Тогда кто-то из бойцов снял с себя каску и надел на Ольгу.
- Порой казалось, что с горожанами беседует человек, полный сил и здоровья, но Ольга Берггольц, как и все горожане, существовала на голодном пайке.
В годы войны у знаменитой уже поэтессы и не было ни особых привилегий, ни дополнительных пайков. А когда один из работников радиокомитета потерял свои карточки и, таким образом, приговорил к вымиранию свою семью, Ольга отдала ему хлебную карточку; другие сотрудники взяли на себя заботу о ней и помогли дотянуть до конца месяца. Когда блокада была прорвана, Ольгу Фёдоровну отправили в Москву. Врачи диагностировали у неё дистрофию…
- Это была её идея – исполнить в блокадном Ленинграде Седьмую (Ленинградскую) симфонию Дмитрия Шостаковича, выступление которого по радио она подготовила в страшном сентябре 1941 года. Премьера этой симфонии, получившая всемирный резонанс, состоялась 9 мая 1942 года в Филармонии. Она транслировалась по радио, и бессмертную музыку Шостаковича слушали жители города и бойцы на фронте.
в 1942 года отец Ольги – Фёдор Берггольц – за отказ стать осведомителем был выслан из блокадного Ленинграда органами НКВД в Минусинск (Красноярский край).
Он родился в Петербурге, в блокаду спас сотни людей. Вербовщикам не понравилось его остроумие, когда он преспокойно ответил на их предложение стать секретным осведомителем так:
– А почему же секретным? Всё, о чем я осведомлен, я привык говорить вслух. Тайный донос – это для Третьего отделения, а не по медицинскому ведомству.
И поэтическая “звезда” блокадного Ленинграда, какой Ольга Берггольц представлялась в сознании миллионов её поклонников, продолжала свой дневник (несколько отрывков):
2/IX-41
Сегодня моего папу вызвали в Управление НКВД и предложили выехать из Ленинграда. Папа – военный хирург, верой и правдой отслужил Сов. власти 24 года, был в Кр. Армии всю гражданскую, спас тысячи людей, русский до мозга костей человек, по-настоящему любящий Россию, несмотря на свою безобидную стариковскую воркотню. Ничего решительно за ним нет и не может быть. Видимо, НКВД просто не понравилась его фамилия – это без всякой иронии. На старости лет человеку, честнейшим образом лечившему народ, нужному для обороны человеку, наплевали в морду и выгоняют из города, где он родился, неизвестно куда.
Собственно говоря, отправляют на смерть. “Покинуть Ленинград!” Да как же его покинешь, когда он кругом обложен, когда перерезаны все пути! Это значит, что старик и подобные ему люди (а их, кажется, много – по его словам) либо будут сидеть в наших казармах, или их будут таскать в теплушках около города под обстрелом, не защищая – нечем-с!
Я ещё раз состарилась за этот день. Мне мучительно стыдно глядеть на отца. За что, за что его так? Это мы, мы во всем виноваты.
12/IX-41
Без четверти девять, скоро прилетят немцы. О, как ужасно, боже мой, как ужасно. Я не могу даже на четвёртый день бомбардировок отделаться от сосущего, физического чувства страха. Сердце как резиновое, его тянет книзу, ноги дрожат, и руки леденеют. Очень страшно, и вдобавок какое это унизительное ощущение – этот физический страх. ..Выручает то, что пишу последнее время хорошие (по военному времени) стихи.
Нет, нет – как же это? Бросать в безоружных, беззащитных людей разрывное железо, да чтоб оно ещё перед этим свистело – так, что каждый бы думал: “Это мне” – и умирал заранее. Умер – а она пролетела, но через минуту будет опять – и опять свистит, и опять человек умирает, и снова переводит дыхание – воскресает, чтоб умирать вновь и вновь. Доколе же? Хорошо – убейте, но не пугайте меня, не смейте меня пугать этим проклятым свистом, не издевайтесь надо мной. Убивайте тихо! Убивайте сразу, а не понемножку несколько раз на дню… О-о, боже мой! Я чувствую, как что-то во мне умирает…
24/IX-41
…А я должна писать для Европы о том, как героически обороняется Ленинград, мировой центр культуры. Я не могу этого очерка писать, у меня физически опускаются руки. О, ужас! О, какие мы люди несчастные, куда мы зашли, в какой дикий тупик и бред. О, какое бессилие и ужас. Ничего, ничего не могу. Надо было бы самой покончить с собой – это самое честное. Я уже столько налгала, столько наошибалась, что этого ничем не искупить и не исправить. А хотела-то только лучшего. Но закричать “братайтесь” – невозможно. Значит, что же? Надо отбиться от немцев. Надо уничтожить фашизм, надо, чтоб кончилась война, и потом у себя все изменить. Как?
…Нет, нет… Надо что-то придумать. Надо перестать писать (лгать, потому что всё, что за войну, – ложь)… Надо пойти в госпиталь. Помочь солдату помочиться гораздо полезнее, чем писать ростопчинские афишки. Они, наверное, всё же возьмут город. Баррикады на улицах – вздор. Они нужны, чтоб прикрыть отступление Армии. Сталину не жаль нас, не жаль людей. Вожди вообще никогда не думают о людях… Для Европы буду писать завтра с утра. Выну из души что-либо близкое к правде.
12/III-42. Москва
Живу в гостинице “Москва”. Тепло, уютно, светло, сытно, горячая вода. В Ленинград! Только в Ленинград… В Ленинград – навстречу гибели… О, скорее в Ленинград! Уже хлопочу об отъезде…
2/VII-42 Ленинград
…А дети – дети в булочных… О, эта пара – мать и девочка лет 3, с коричневым, неподвижным личиком обезьянки, с огромными, прозрачными голубыми глазами, застывшими, без всякого движения, с осуждением, со старческим презрением глядящие мимо всех. Обтянутое её личико было немного приподнято и повернуто вбок, и нечеловеческая, грязная, коричневая лапка застыла в просительном жесте – пальчишки пригнуты к ладони, и ручка вытянута так перед неподвижно страдальческим личиком… Это, видимо, мать придала ей такую позу, и девочка сидела так – часами… Это такое осуждение людям, их культуре, их жизни, такой приговор всем нам – безжалостнее которого не может быть.
Всё – ложь, – есть только эта девочка с застывшей в условной позе мольбы истощенной лапкой перед неподвижным своим, окаменевшим от всего людского страдания лицом и глазами.
Жалкие хлопоты власти и партии, за которые мучительно стыдно… Как же довели до того, что Ленинград осаждён, Киев осаждён, Одесса осаждена. Ведь немцы всё идут и идут… Артиллерия садит непрерывно… Не знаю, чего во мне больше – ненависти к немцам или раздражения, бешеного, щемящего, смешанного с дикой жалостью, – к нашему правительству... Это называлось: “Мы готовы к войне”. О сволочи, авантюристы, безжалостные сволочи!”
И в это же время Берггольц создала свои лучшие поэмы, посвящённые защитникам Ленинграда: “Февральский дневник” (1942), “Ленинградскую поэму”.
- В 1946 году она была одной из тех, кто не отвернулся от Анны Ахматовой, подвергшейся гонениям, одной из тех, кто продолжал посещать её, заботиться о ней, слушать и хранить её стихи. О.Ф. Берггольц вместе со своим третьим мужем, литературоведом Г.П. Макогоненко, сохранила машинописный экземпляр книги Ахматовой “Нечет” – книги, уничтоженной по приказу цензуры.
По словам самой писательницы, после войны для неё началась “сытая” жизнь. Берггольц наградили Сталинской премией, по двум её книгам были сняты фильмы.
Ольга Федоровна Берггольц скончалась 13 ноября 1975 года. Желание музы блокадного Ленинграда лежать после смерти на Пискарёвском кладбище, среди умерших в блокаду друзей, не исполнилось – поэтессу похоронили на Литераторских мостках (Волково кладбище). В любое время года на её могиле можно увидеть живые цветы…
Никто не забыт и ничто не забыто!
Двух детей схоронила
Я на воле сама,
Третью дочь погубила
До рожденья — тюрьма…
Я на воле сама,
Третью дочь погубила
До рожденья — тюрьма…
Товарищ, нам горькие выпали дни,
Грозят небывалые беды,
Но мы не забыты с тобой, не одни,
– И это уже победа!
Грозят небывалые беды,
Но мы не забыты с тобой, не одни,
– И это уже победа!
2/IX-41
Сегодня моего папу вызвали в Управление НКВД и предложили выехать из Ленинграда. Папа – военный хирург, верой и правдой отслужил Сов. власти 24 года, был в Кр. Армии всю гражданскую, спас тысячи людей, русский до мозга костей человек, по-настоящему любящий Россию, несмотря на свою безобидную стариковскую воркотню. Ничего решительно за ним нет и не может быть. Видимо, НКВД просто не понравилась его фамилия – это без всякой иронии. На старости лет человеку, честнейшим образом лечившему народ, нужному для обороны человеку, наплевали в морду и выгоняют из города, где он родился, неизвестно куда.
Сегодня моего папу вызвали в Управление НКВД и предложили выехать из Ленинграда. Папа – военный хирург, верой и правдой отслужил Сов. власти 24 года, был в Кр. Армии всю гражданскую, спас тысячи людей, русский до мозга костей человек, по-настоящему любящий Россию, несмотря на свою безобидную стариковскую воркотню. Ничего решительно за ним нет и не может быть. Видимо, НКВД просто не понравилась его фамилия – это без всякой иронии. На старости лет человеку, честнейшим образом лечившему народ, нужному для обороны человеку, наплевали в морду и выгоняют из города, где он родился, неизвестно куда.
Собственно говоря, отправляют на смерть. “Покинуть Ленинград!” Да как же его покинешь, когда он кругом обложен, когда перерезаны все пути! Это значит, что старик и подобные ему люди (а их, кажется, много – по его словам) либо будут сидеть в наших казармах, или их будут таскать в теплушках около города под обстрелом, не защищая – нечем-с!
Я ещё раз состарилась за этот день. Мне мучительно стыдно глядеть на отца. За что, за что его так? Это мы, мы во всем виноваты.
12/IX-41
Без четверти девять, скоро прилетят немцы. О, как ужасно, боже мой, как ужасно. Я не могу даже на четвёртый день бомбардировок отделаться от сосущего, физического чувства страха. Сердце как резиновое, его тянет книзу, ноги дрожат, и руки леденеют. Очень страшно, и вдобавок какое это унизительное ощущение – этот физический страх. ..Выручает то, что пишу последнее время хорошие (по военному времени) стихи.
Без четверти девять, скоро прилетят немцы. О, как ужасно, боже мой, как ужасно. Я не могу даже на четвёртый день бомбардировок отделаться от сосущего, физического чувства страха. Сердце как резиновое, его тянет книзу, ноги дрожат, и руки леденеют. Очень страшно, и вдобавок какое это унизительное ощущение – этот физический страх. ..Выручает то, что пишу последнее время хорошие (по военному времени) стихи.
Нет, нет – как же это? Бросать в безоружных, беззащитных людей разрывное железо, да чтоб оно ещё перед этим свистело – так, что каждый бы думал: “Это мне” – и умирал заранее. Умер – а она пролетела, но через минуту будет опять – и опять свистит, и опять человек умирает, и снова переводит дыхание – воскресает, чтоб умирать вновь и вновь. Доколе же? Хорошо – убейте, но не пугайте меня, не смейте меня пугать этим проклятым свистом, не издевайтесь надо мной. Убивайте тихо! Убивайте сразу, а не понемножку несколько раз на дню… О-о, боже мой! Я чувствую, как что-то во мне умирает…
24/IX-41
…А я должна писать для Европы о том, как героически обороняется Ленинград, мировой центр культуры. Я не могу этого очерка писать, у меня физически опускаются руки. О, ужас! О, какие мы люди несчастные, куда мы зашли, в какой дикий тупик и бред. О, какое бессилие и ужас. Ничего, ничего не могу. Надо было бы самой покончить с собой – это самое честное. Я уже столько налгала, столько наошибалась, что этого ничем не искупить и не исправить. А хотела-то только лучшего. Но закричать “братайтесь” – невозможно. Значит, что же? Надо отбиться от немцев. Надо уничтожить фашизм, надо, чтоб кончилась война, и потом у себя все изменить. Как?
…А я должна писать для Европы о том, как героически обороняется Ленинград, мировой центр культуры. Я не могу этого очерка писать, у меня физически опускаются руки. О, ужас! О, какие мы люди несчастные, куда мы зашли, в какой дикий тупик и бред. О, какое бессилие и ужас. Ничего, ничего не могу. Надо было бы самой покончить с собой – это самое честное. Я уже столько налгала, столько наошибалась, что этого ничем не искупить и не исправить. А хотела-то только лучшего. Но закричать “братайтесь” – невозможно. Значит, что же? Надо отбиться от немцев. Надо уничтожить фашизм, надо, чтоб кончилась война, и потом у себя все изменить. Как?
…Нет, нет… Надо что-то придумать. Надо перестать писать (лгать, потому что всё, что за войну, – ложь)… Надо пойти в госпиталь. Помочь солдату помочиться гораздо полезнее, чем писать ростопчинские афишки. Они, наверное, всё же возьмут город. Баррикады на улицах – вздор. Они нужны, чтоб прикрыть отступление Армии. Сталину не жаль нас, не жаль людей. Вожди вообще никогда не думают о людях… Для Европы буду писать завтра с утра. Выну из души что-либо близкое к правде.
12/III-42. Москва
Живу в гостинице “Москва”. Тепло, уютно, светло, сытно, горячая вода. В Ленинград! Только в Ленинград… В Ленинград – навстречу гибели… О, скорее в Ленинград! Уже хлопочу об отъезде…
Живу в гостинице “Москва”. Тепло, уютно, светло, сытно, горячая вода. В Ленинград! Только в Ленинград… В Ленинград – навстречу гибели… О, скорее в Ленинград! Уже хлопочу об отъезде…
2/VII-42 Ленинград
…А дети – дети в булочных… О, эта пара – мать и девочка лет 3, с коричневым, неподвижным личиком обезьянки, с огромными, прозрачными голубыми глазами, застывшими, без всякого движения, с осуждением, со старческим презрением глядящие мимо всех. Обтянутое её личико было немного приподнято и повернуто вбок, и нечеловеческая, грязная, коричневая лапка застыла в просительном жесте – пальчишки пригнуты к ладони, и ручка вытянута так перед неподвижно страдальческим личиком… Это, видимо, мать придала ей такую позу, и девочка сидела так – часами… Это такое осуждение людям, их культуре, их жизни, такой приговор всем нам – безжалостнее которого не может быть.
…А дети – дети в булочных… О, эта пара – мать и девочка лет 3, с коричневым, неподвижным личиком обезьянки, с огромными, прозрачными голубыми глазами, застывшими, без всякого движения, с осуждением, со старческим презрением глядящие мимо всех. Обтянутое её личико было немного приподнято и повернуто вбок, и нечеловеческая, грязная, коричневая лапка застыла в просительном жесте – пальчишки пригнуты к ладони, и ручка вытянута так перед неподвижно страдальческим личиком… Это, видимо, мать придала ей такую позу, и девочка сидела так – часами… Это такое осуждение людям, их культуре, их жизни, такой приговор всем нам – безжалостнее которого не может быть.
Всё – ложь, – есть только эта девочка с застывшей в условной позе мольбы истощенной лапкой перед неподвижным своим, окаменевшим от всего людского страдания лицом и глазами.
Жалкие хлопоты власти и партии, за которые мучительно стыдно… Как же довели до того, что Ленинград осаждён, Киев осаждён, Одесса осаждена. Ведь немцы всё идут и идут… Артиллерия садит непрерывно… Не знаю, чего во мне больше – ненависти к немцам или раздражения, бешеного, щемящего, смешанного с дикой жалостью, – к нашему правительству... Это называлось: “Мы готовы к войне”. О сволочи, авантюристы, безжалостные сволочи!”
Лицо Победы (стихи Евгения Евтушенко)
У Победы лицо не девчоночье,
а оно как могильный ком.
У Победы лицо не точёное,
а очерченное штыком.
У Победы лицо нарыдавшееся.
Лоб её как в траншеях бугор.
У Победы лицо настрадавшееся –
Ольги Федоровны Берггольц..
Автор статьи: Анна.
Как помочь своему ребенку?
У Победы лицо не девчоночье,
а оно как могильный ком.
У Победы лицо не точёное,
а очерченное штыком.
а оно как могильный ком.
У Победы лицо не точёное,
а очерченное штыком.
У Победы лицо нарыдавшееся.
Лоб её как в траншеях бугор.
У Победы лицо настрадавшееся –
Ольги Федоровны Берггольц..
Лоб её как в траншеях бугор.
У Победы лицо настрадавшееся –
Ольги Федоровны Берггольц..
|
Представьте, вы с вечера подготовили комплект одежды для своего ребенка, в котором он пойдет в сад или школу. Казалось бы, такая предусмотрительность позволяет избежать утренней суеты по поиску подходящего наряда. Но что делать, если с утра ребенок категорически против вашего выбора одежды?
— Нет, эти колготки «не такие». Эта кофта слишком узкая. Я не буду это надевать, не хочу.
|
Вы же удивленно хлопаете глазами и думаете: «Как же так, совсем еще ребенок, а уже имеет свое мнение насчет одежды!»

Личность и личное мнение
Психологи утверждают, что дети 2,5-3 лет уже имеют свое представление о стиле и моде.
Для взрослого человека одежда выполняет так называемые «представительские» функции. «По одежке встречают» и так далее. То, во что ты одет, порой бывает очень важно для адаптации в социальной среде, особенно если речь идет о малыше.
К двум-трем годам ребенок начинает ощущать себя отдельной личностью. Он каждый день встречает разных людей и узнает много нового от них, в том числе и об их одежде — красивой, удобной, новой или устаревшей, чистой, модной, дорогой. А еще малыш начнет различать некоторых незнакомцев сразу по их внешнему виду: если в белом халате, то врач, если в фате и белом платье, то невеста, если в шлеме и комбинезоне — пожарный.

Обычно родители довольно жестко регламентируют жизнь ребенка: питание, режим, занятость и одежду. Взрослея, ребенок чувствует необходимость в формировании своих границ, «нападая» на установленные правила. Именно поэтому, ребенок может отказаться надевать то, что вы для него выбрали, даже если его собственный вариант мало отличается от вашего.
Психологи утверждают, что дети 2,5-3 лет уже имеют свое представление о стиле и моде.
Для взрослого человека одежда выполняет так называемые «представительские» функции. «По одежке встречают» и так далее. То, во что ты одет, порой бывает очень важно для адаптации в социальной среде, особенно если речь идет о малыше.
К двум-трем годам ребенок начинает ощущать себя отдельной личностью. Он каждый день встречает разных людей и узнает много нового от них, в том числе и об их одежде — красивой, удобной, новой или устаревшей, чистой, модной, дорогой. А еще малыш начнет различать некоторых незнакомцев сразу по их внешнему виду: если в белом халате, то врач, если в фате и белом платье, то невеста, если в шлеме и комбинезоне — пожарный.

Обычно родители довольно жестко регламентируют жизнь ребенка: питание, режим, занятость и одежду. Взрослея, ребенок чувствует необходимость в формировании своих границ, «нападая» на установленные правила. Именно поэтому, ребенок может отказаться надевать то, что вы для него выбрали, даже если его собственный вариант мало отличается от вашего.
Когда вкусы не совпадают
Ребенок начинает сам выбирать себе одежду именно потому, что круг его общения стал шире, он повзрослел и научился различать одно от другого.
Не удивляйтесь, если ваш ребенок захочет носить футболку с Рапунцель или Человеком-Пауком. Так он показывает свою любовь к персонажу мультфильма. Не надо сразу пресекать такого рода самовыражение, ведь всегда можно договориться. Обсудите с ребенком, что можно носить в садик, а что лучше было бы оставить на прогулку во дворе, объясните, почему так, а не иначе. Подобные разговоры нужно проводить в спокойном тоне, без криков и спешки, тогда ребенка не придется уговаривать и все проблемы будут разрешены.

Если же малыш все равно хочет самостоятельно выбирать одежду, но его представления о гармоничном сочетании не совсем верны, то у вас есть два варианта: смириться и позволить выходить ему на улицу в том, что он сам для этого подобрал, или приобретать только ту одежду, которая сочетается в любом варианте.
Ребенок в нежном возрасте может быть настолько поглощен стремлением отстоять свое право на выбор, что его совершенно не будет заботить сочетаемость цветов и фактур. Если же вас это беспокоит, то советуем приобретать сезонную одежду из капсульных коллекций одного бренда. В таком случае все вещи будут отлично смотреться друг с другом, с чем ни надень.
Ребенок начинает сам выбирать себе одежду именно потому, что круг его общения стал шире, он повзрослел и научился различать одно от другого.
Не удивляйтесь, если ваш ребенок захочет носить футболку с Рапунцель или Человеком-Пауком. Так он показывает свою любовь к персонажу мультфильма. Не надо сразу пресекать такого рода самовыражение, ведь всегда можно договориться. Обсудите с ребенком, что можно носить в садик, а что лучше было бы оставить на прогулку во дворе, объясните, почему так, а не иначе. Подобные разговоры нужно проводить в спокойном тоне, без криков и спешки, тогда ребенка не придется уговаривать и все проблемы будут разрешены.

Если же малыш все равно хочет самостоятельно выбирать одежду, но его представления о гармоничном сочетании не совсем верны, то у вас есть два варианта: смириться и позволить выходить ему на улицу в том, что он сам для этого подобрал, или приобретать только ту одежду, которая сочетается в любом варианте.
Ребенок в нежном возрасте может быть настолько поглощен стремлением отстоять свое право на выбор, что его совершенно не будет заботить сочетаемость цветов и фактур. Если же вас это беспокоит, то советуем приобретать сезонную одежду из капсульных коллекций одного бренда. В таком случае все вещи будут отлично смотреться друг с другом, с чем ни надень.

Детские герои
Для нас, взрослых, костюмы типа «Принцессы», «Робина Гуда» или «Супер-героя» мало что значат: ну карнавальная одежда. Для малыша этот наряд — целый образ, мироощущение, даже на какой-то небольшой период — смысл жизни! Может, мы преувеличиваем, но только чуть-чуть. Если ему скажут, что он настоящий Супер-Мэн в этом костюме или что она, например, принцесса Сисси, то он сразу же почувствует магическую силу этих слов. И понятно, что не захочет вылезать из такого волшебного костюма!
И начнется: «Я хочу каждый день ходить в одежде Супер-Мэна!». Ваш малыш захочет каждый день одеваться в сад, разодетый как на праздник. Вкупе с упрямством, присущим этому возрасту, стремление одеваться не по поводу может привести к серьезным разногласиям с родителями.
И снова — только разговор спасет от конфликта. Лучше применить такую тактику: рассказать, что, например, мама или папа носят на работе, дома, на прогулке и в праздничные дни. А еще лучше показать! И заодно ненавязчиво посоветовать малышу, что можно было бы надеть, скажем, собираясь на игровую площадку: «Смотри, какая у тебя футболка. У Жени такой точно нет! Вот я бы, на твоем месте, ее надела. Что? Хочешь сам? Ну ладно, бери».
Не забывайте, что мир ребенка много меньше взрослого. Каждое отступление от привычного уклада жизни, например, праздничный вечер, воспринимается как яркое событие.
Похвалы и восхищение необходимы малышу точно так же, как и взрослому, они подпитывают его самооценку, позволяя чувствовать себя свободно и уверенно в обществе.
Для нас, взрослых, костюмы типа «Принцессы», «Робина Гуда» или «Супер-героя» мало что значат: ну карнавальная одежда. Для малыша этот наряд — целый образ, мироощущение, даже на какой-то небольшой период — смысл жизни! Может, мы преувеличиваем, но только чуть-чуть. Если ему скажут, что он настоящий Супер-Мэн в этом костюме или что она, например, принцесса Сисси, то он сразу же почувствует магическую силу этих слов. И понятно, что не захочет вылезать из такого волшебного костюма!
И начнется: «Я хочу каждый день ходить в одежде Супер-Мэна!». Ваш малыш захочет каждый день одеваться в сад, разодетый как на праздник. Вкупе с упрямством, присущим этому возрасту, стремление одеваться не по поводу может привести к серьезным разногласиям с родителями.
И снова — только разговор спасет от конфликта. Лучше применить такую тактику: рассказать, что, например, мама или папа носят на работе, дома, на прогулке и в праздничные дни. А еще лучше показать! И заодно ненавязчиво посоветовать малышу, что можно было бы надеть, скажем, собираясь на игровую площадку: «Смотри, какая у тебя футболка. У Жени такой точно нет! Вот я бы, на твоем месте, ее надела. Что? Хочешь сам? Ну ладно, бери».
Не забывайте, что мир ребенка много меньше взрослого. Каждое отступление от привычного уклада жизни, например, праздничный вечер, воспринимается как яркое событие.
Похвалы и восхищение необходимы малышу точно так же, как и взрослому, они подпитывают его самооценку, позволяя чувствовать себя свободно и уверенно в обществе.

Страсть к переодеваниям
Надев костюм, ребенок с головой погружается в игру. Некоторым детям недостаточно воображать себя кем-то, они хотят как можно полнее вжиться в образ, выглядеть как любимый персонаж. Позвольте ему создать и пережить желаемый образ.
Если малыш любит переодеваться и примерять на себя разные образы, сделайте для него несколько костюмов. Необязательно их все время покупать: вы можете переделать их из старых вещей, а ребенок вам подскажет, как ему больше нравится.
Не навязывайте малышу свои представления о костюме. Если он хочет нарядиться чудищем, а не принцем, позвольте ему это сделать. Ребенок получит возможность передать те чувства, которые он по какой-то причине не смог выразить вне игры.

Не паникуйте, если сын примеряет бантик или мамины туфли, а дочь надевает комбинезон с инструментами. Малыш изучает мир и еще не совсем разобрался в приписываемых полам качествах и внешних предпочтениях. Он примеряет на себя разные образы, и это нормально.

Надев костюм, ребенок с головой погружается в игру. Некоторым детям недостаточно воображать себя кем-то, они хотят как можно полнее вжиться в образ, выглядеть как любимый персонаж. Позвольте ему создать и пережить желаемый образ.
Если малыш любит переодеваться и примерять на себя разные образы, сделайте для него несколько костюмов. Необязательно их все время покупать: вы можете переделать их из старых вещей, а ребенок вам подскажет, как ему больше нравится.
Не навязывайте малышу свои представления о костюме. Если он хочет нарядиться чудищем, а не принцем, позвольте ему это сделать. Ребенок получит возможность передать те чувства, которые он по какой-то причине не смог выразить вне игры.

Не паникуйте, если сын примеряет бантик или мамины туфли, а дочь надевает комбинезон с инструментами. Малыш изучает мир и еще не совсем разобрался в приписываемых полам качествах и внешних предпочтениях. Он примеряет на себя разные образы, и это нормально.

«Не по погоде»
Если выбранный ребенком наряд явно не по погоде, то это, пожалуй, единственный случай, когда вы можете стоять на своем во что бы то ни стало. Ребенок пока не понимает, почему выбор одежды должен обязательно зависеть от времени года и погоды.
Выгляните вместе в окно, дайте малышу почувствовать, насколько холодно или жарко на улице. Покажите на прохожих, объясните: «Смотри, все одеты тепло (легко, с зонтами, в шапках)».
Чтобы избежать такой проблемы, убирайте ненужную сезонную одежду.
Если выбранный ребенком наряд явно не по погоде, то это, пожалуй, единственный случай, когда вы можете стоять на своем во что бы то ни стало. Ребенок пока не понимает, почему выбор одежды должен обязательно зависеть от времени года и погоды.
Выгляните вместе в окно, дайте малышу почувствовать, насколько холодно или жарко на улице. Покажите на прохожих, объясните: «Смотри, все одеты тепло (легко, с зонтами, в шапках)».
Чтобы избежать такой проблемы, убирайте ненужную сезонную одежду.

Материнский капитал — для семейного благополучия
Материнский капитал — это мера государственной поддержки, оказываемая семьям граждан России. Сегодня мы расскажем о том, кто имеет право на получение материнского капитала, куда следует обратиться для его получения и какие документы нужно предоставить, чтобы его оформить, и как вы можете им распорядиться.

Право на получение
Право на получение материнского капитала имеют только люди, имеющие российское гражданство. Это могут быть мать, отец а также опекун, родивший или усыновивший второго ребенка в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года. Также право на государственную поддержку имеет не достигший 23-х летнего возраста ребенок (дети), потерявшие дополнительные меры государственной поддержки через родителей или усыновителей.
Ребенок, с появлением которого у семьи появилось право на получение материнского капитала, должен быть рожден или усыновлен не позднее 31 декабря 2016 года. При этом получение сертификата и сроки распоряжения средствами временем не ограничены.

Необходимые документы
За получением государственного сертификата на материнский семейный капитал следует обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (фактического пребывания).
Заявление на получение материнского капитала мать может подать как самостоятельно, так и через доверенное лицо или направить по почте.
Подать заявление о выдаче сертификата можно сразу после рождения (усыновления) ребенка или позже, в любой удобный для семьи период. Необходимо предоставить следующие документы:
- Заявление о выдаче материнского капитала;
- Паспорт гражданина РФ;
- Свидетельства о рождении всех детей (для усыновленных — свидетельства об усыновлении);
- Документы, подтверждающие российское гражданство ребенка, с появлением которого у родителей появилось право на получение материнского капитала: свидетельство о рождении, в котором указано гражданство родителей либо стоит штамп паспортно-визовой службы о гражданстве ребенка.

Размер материнского капитала с 1 января 2014 года — 429 408,5 рублей. Ежегодно размер его увеличивается государством. Для владельцев сертификата, которые уже распорядились частью средств, индексируется оставшаяся часть средств. Изменение размера материнского капитала не влечет замену сертификата.
Срок рассмотрения заявления на получение материнского капитала — не более одного месяца с даты его подачи. После этого в течение пяти дней заявителю направляется по почте уведомление, в котором указывается информация о принятом решении (о выдаче или об отказе в выдаче сертификата).
Получить оформленный сертификат можно в территориальном органе Пенсионного фонда по месту жительства (пребывания, фактического проживания).

Три возможности семьи
Материнский капитал предоставляется не конкретному ребенку, а родителям, семье. Соответственно, потратить эти средства можно с учетом интересов всей семьи. Они не передаются наличными денежными средствами.
Заявление о распоряжении материнским капиталом или его частью может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) ребенка, когда возникает право на получение сертификата.
Сертификат действителен только при предъявлении документа, удостоверяющего личность. В случае утраты сертификата в территориальном органе ПФР можно получить его дубликат.

Средствами материнского капитала можно распорядиться по трем направлениям:
- Улучшение жилищных условий;
- Образование детей;
- Формирование пенсионных накоплений для мамы.
Средства материнского капитала можно разделить. Например, часть средств направить на образование детей, другую — на формирование накопительной части трудовой пенсии мамы. Также можно использовать материнский капитал частично, а распоряжение оставшейся частью отложить на более поздний период.
Средства материнского капитала можно получить только по безналичному расчету. Любые схемы обналичивания этих средств являются незаконными. При этом владелец сертификата на материнский капитал, который соглашается принять участие в предлагаемых третьей стороной схемах обналичивания, идет на совершение противоправного акта и может быть признан соучастником преступления по факту нецелевого использования государственных средств.

Улучшение жилищных условий:
Средства, а также часть средств материнского капитала могут направляться на приобретение или строительство жилого помещения. В том числе на:
- приобретение жилого помещения или объекта индивидуального жилищного строительства;
- строительство объекта индивидуального жилищного строительства с привлечением строительной организации;
- строительство или реконструкция индивидуального жилого помещения без привлечения организации-подрядчика;
- компенсация затрат на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства;
- оплату первоначального взноса при получении кредита или займа, в том числе ипотечного, на приобретение или строительство жилья;
- погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам, в том числе ипотечным, на приобретение или строительство жилья;
- оплату участия в долевом строительстве;
- оплату вступительного взноса в качестве участника жилищных, жилищно-строительных, жилищных накопительных кооперативов.
Условие: приобретаемое (строящееся) жилое помещение должно находиться на территории Российской Федерации.

В случаях использования материнского капитала для улучшения жилищных условий семьи необходимо нотариально засвидетельствованное письменное обязательство лица, являющегося стороной договора. Приобретенное или построенное жилое помещение нужно оформить в общую долевую собственность всех членов семьи.
Получение образования ребенком
Средства, а также часть средств материнского капитала могут быть перечислены на получение образования ребенком или детьми в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющем государственную аккредитацию.
Также средства могут быть переданы на содержание ребенка (детей) в детском саду.
Средства могут быть использованы на обучение любого из детей. При это возраст ребенка на момент начала обучения не должен превышать 25 лет.
Отказаться от оплаты средствами материнского капитала образовательных услуг можно в любое время после подачи заявления.

Формирование накопительной части
трудовой пенсии для женщин
Полностью или частично сумму материнского капитала можно направить на формирование накопительной части трудовой пенсии женщины, подав соответствующее заявление в территориальный орган Пенсионного фонда или в негосударственный пенсионный фонд (частную управляющую компанию).
Средства материнского капитала, направленные на формирование накопительной части трудовой пенсии по старости, а также доход от их инвестирования подлежат по условиям договора выплате отцу (усыновителю) детей или детям (ребенку) в установленном договором процентном соотношении, в случае смерти владелицы сертификата.

Примерный расчет прибавки к пенсии
Например, в 2013 году женщина 40 лет направила средства материнского капитала: 408 960,5 рублей, на формирование пенсионных накоплений. В 2028 году она достигнет общеустановленного возраста выхода на пенсию — 55 лет. В течение 15 лет до выхода на пенсию ее накопления инвестировались и приумножались той управляющей компанией, которую она выбрала.
Если для расчета принять среднюю доходность управляющей пенсионной компании 7,43%, то к 2028 году сумма доплаты к пенсионным накоплениям, сформированная за счет средств материнского капитала, составит примерно 1 198 295, 16 рублей.
Граждане, изначально выбравшие расходование капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии, могут отказаться от этого способа. Для этого нужно до дня назначения пенсии направить в территориальный орган Пенсионного фонда заявление об отказе.




























Комментариев нет:
Отправить комментарий